ВАШЕ МНЕНИЕ
Каким услугам ЛОУНБ Вы отдаете предпочтение?
Встречи с писателями81
Книжные выставки50
Виртуальная справка «Спроси у краеведа»214
Праздники чтения28
Обзоры литературы50

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Л.К. Блюдова
Правовое обеспечение деятельности муниципальных библиотек 

Л.К. Блюдова
Основные направления библиотечной политики в повышении значимости сельских библиотек культурно-досуговых учреждений  

И.В. Семенова
131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Сельские библиотеки Выборгского района Ленинградской области. До и после 

Л.А. Клавен
Первомайский культурно-информационный центр «Кивенаппа» в местном сообществе 

Г.Г. Урванцева
Опыт работы Первомайской сельской библиотеки в составе культурно-информационного центра «Кивенаппа» 

С.В. Румянцев
Опыт работы библиотек, вошедших в состав культурно-досуговых учреждений на примере МУК «Первомайский культурно-информационный центр «Кивенаппа»: результаты, проблемы 

Е. Л. Бабий
Библиотеки сельских поселений в системе координат развития Культуры Гатчинского муниципального района 

Г.П. Фадеева
Формирование книжных фондов сельских библиотек, вошедших
в культурно-досуговые учреждения 

Я.И. Мозелова
Библиотека в КДУ: ресурс развития, образования ребенка, или…??! 

Т.И. Тарасенкова
Объединенная поселенческая библиотека как новая организационно-правовая форма на селе 

М.А. Дешина
Сельская и межпоселенческая библиотеки: пути сотрудничества 

Л.П. Бойцова
Работа Ям-Тесовской сельской библиотеки в Центре культуры и досуга      Ям-Тесовского сельского поселения Лужского района 

Т.Д. Кяпянова
Сельская библиотека в структуре культурно-спортивного комплекса: Опыт Шустручейской библиотеки Вознесенского городского поселения Подпорожского муниципального района 

М.И. Лукьянова
Проекты сельской библиотеки для детей, опыт взаимодействия со школой, специалистами КДУ, ЛОДБ 

 

ОБРАЩЕНИЕ участников Областного Форума к органам местного самоуправления 


ПРИЛОЖЕНИЯ 

1. ПРОЕКТ ЗАКОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

2. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО СТАНДАРТА 

3. ПРОЕКТ Положения об организации библиотечного обслуживания
Муниципального образования «_______________ сельское поселение»      ___________________муниципального района Ленинградской области

4. ПРОЕКТ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

5. ПРОЕКТ Методических рекомендаций по оценке эффективности и качества работы  библиотек - структурных подразделений  МУК «КДУ» в помощь органам местного самоуправления и руководителям КДУ

6. ПРОЕКТ Соглашения о взаимодействии   МОУ   и   МУК «КДУ» сельского поселения_____________ района Ленинградской области

7. ПРОЕКТ  МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ЛЕНИНГРДСКОЙ ОБЛАСТИ 

8. ПРОЕКТ Примерной методики оценки эффективности деятельности
и качества услуг Межпоселенческой библиотеки 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

     29-31 октября 2008 года на базе Выборгского района состоялся Форум  «Сельские библиотеки в культурно-досуговых учреждениях:  опыт, проблемы, пути развития», на  который  собрались представители библиотек от всех муниципальных районов области. В работе Форума приняли участие председатель Комитета по культуре Ленинградской области В.Б. Богуш, заместитель главы МО «Выборгский район Ленинградской области»  А.Н. Щур,   глава администрации МО «Первомайское сельское поселение» Ф.Н. Марданов, на базе которого прошел первый день,  заместитель начальника Управления спорта, молодежи и культуры Администрации МО Выборгский район Ленинградской области» Л.Н. Карташова,  председатель постоянной комиссии по культуре Совета муниципальных образований Ленинградской области С.Е. Томберг.
     Прошло более шести лет со времени проведения первого  Форума сельских библиотек. За это время  очень многое изменилось, библиотеки стали жить в новых условиях. Тогда разговор шел об отсутствии финансирования, скудности библиотечных фондов, бедственном материальном положении сельских библиотекарей. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вихрем пронесся над сложившейся за 30 лет системой библиотечного обслуживания населения, разметав библиотеки по поселенческим углам, создав уродливые изолированные модели библиотечного обслуживания, стремящиеся к самоизоляции, заведомо не обеспечивающие конституционного права  жителей на равный доступ к информации. На определение моделей влияли многие факторы: и финансовое положение районов, и профессиональная компетентность руководителей и библиотекарей, и отношение администрации районов к библиотекам. Ведь каждое муниципальное образование должно было определиться в выборе модели исполнения полномочий по библиотечному обслуживанию населения и комплектованию библиотечных фондов. Обнажились старые болячки, и появилась новая головная боль. Если раньше население, обслуживаемое сельской библиотекой и финансируемое из бюджета района, считало, что на библиотеку мало выделяется денег, что надо лучше комплектовать и содержать библиотеку, то  теперь, когда произошло разделение бюджетов на районный и поселенческий, в тех муниципальных образованиях, где принятие решений о расходных обязательствах стало достаточно прозрачным, и библиотеки стали содержаться полностью на средства местных бюджетов, население стало задаваться вопросом: а не много ли тратится денег на библиотеку, когда есть более важные житейские проблемы, такие как дороги, магазины, социальная сфера и пр. И  чаще решение принимается не в пользу библиотек. Может каждое поселение достойно той библиотеки, которую оно выбрало?
     2006 -2007 годы стал серьезным испытанием  для библиотек области. Они пережили сложный этап развития, характеризующийся преобразованиями в нормативной, финансово-экономической и структурной системах их  жизнеобеспечения. Изменилась  организационно-правовая форма  существования библиотек.
    Необходимость обеспечения каждому жителю равноправного и свободного доступа к информации, знаниям, культурным ценностям повышает значимость разностороннего анализа деятельности библиотек, широкого освещения положительного опыта их работы, объединения усилий в преодолении вех сложностей, что обозначило актуальность и вызвало необходимость созыва Форума. На Форуме были затронуты основные проблемы и направления библиотечной политики в Ленинградской области по отношению к муниципальным общедоступным (публичным) библиотекам, в частности сельским, а точнее, вошедшим структурными подразделениями в КДУ, подведены некоторые итоги развития процесса реформирования библиотек, их адаптации к новой социально-политической ситуации.
     За 2007-2008 годы библиотеки сумели адаптироваться в новых условиях работы, и пришло понимание, что жить и работать надо в том правовом поле, хотя и недружелюбном к библиотекам, которое дано. Время правового нигилизма уходит. Да и 131-ФЗ не так уж смертелен для организации библиотечного обслуживания, только надо грамотно использовать его положения. Реализация 131-ФЗ проходила в условиях, когда не были урегулированы имущественные, финансовые, организационные вопросы обеспечения библиотечного обслуживания в связи с разграничением полномочий. Не были разработаны механизмы передачи  на уровень поселений кадров, фондов, имущества, комплектования, методического обеспечения, информационного обслуживания. В результате читатель получал не те услуги, в которых нуждался, а те, которые в силу своих скудных средств могла предоставить библиотека. Активная позиция и силы потребовались библиотекарям в убеждении властей в том, что в их же интересах использовать именно библиотеку, куда приходят жители для удовлетворения своих потребностей, для информирования населения  о своих действиях, планах. Повысилась самостоятельность, ответственность сельских библиотекарей, постепенно приходит понимание необходимости доказывать на деле нужность  и важность библиотеки для местного сообщества. С передачей управления библиотеками на 1-й уровень улучшилась их материально-техническая база, проще стало решать хозяйственные вопросы. Этим Законом  введен ряд предписаний, касающихся будущей организации  библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками. В совокупности нормы Закона 131-ФЗ, при их разумном применении, не только позволят демократизировать библиотечное  дело,  обеспечить развитие местной инициативы в поддержку библиотек, но и  приведут к более полному и качественному удовлетворению запросов местного населения на источники информации. От осознания необходимости самостоятельно выстраивать свою деятельность и решать все вопросы жизнеобеспечения и библиотечного обслуживания прежде всего с депутатами и местной властью, будет зависеть дальнейшая деятельность библиотек поселений при условии повышения качества и ассортимента традиционных и создания новых видов услуг, необходимым жителям поселений.
О том  да такой ли уж степени плох и разрушителен для библиотек 131-ФЗ, как эффективно работать в его условиях шел разговор на Форуме. Серьезное внимание на Форуме было уделено вопросам правового обеспечения деятельности библиотек.
Участники Форума признали, что предстоит сложный путь по  совершенствованию нормативной правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований.
     Первый день Форума прошел на базе Культурно-информационного центра «Кивенаппа», в состав которого вошли на правах структурных подразделений три сельские библиотеки, ранее являвшиеся филиалами Выборгской районной ЦБС. Выступление руководителей  центра и библиотекаря опорной библиотеки вызвали неоднозначную реакцию слушателей, дискуссия была продолжена и на следующий день на базе уже Центральной городской библиотеки А.Аалто г.Выборга. На второй день обсуждались основные направления библиотечной политики, значимость и статусность библиотек культурно-досуговых учреждений, пути взаимодействия библиотек, а также межпоселенческих библиотек и культурно-досуговых учреждений в сохранении единого культурного пространства территории, рассматривались варианты организационно-правовых форм существования библиотек сельских поселений. В целом опыт работы, прозвучавший на Форуме, был позитивным и свидетельствовал о том, что, не смотря на все сложности, библиотеки не только выживают, а и развиваются, а библиотекари полны оптимизма и желания служить своим землякам, «сеять разумное, доброе, вечное».
Форумом было принято Обращение к главам  муниципальных образований Ленинградской области.
     В сборник включены тексты выступлений участников без изменений, какую бы позицию они не занимали, даже если она противоречит общему настрою Форума.



Документы по теме:
:: Сборник Форума